Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Саргатский детский сад № 2»
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ
«РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ»
Выполнила
Девяткова Вера Павловна,
воспитатель.
Саргатское, 2014 г .
Содержание
Актуальность проблемы………………………………………………………..3
Теоретическое обоснование……………………………………………………5
Основная часть………………………………………………………………….10
Заключение………………………………………………………………………19
Список литературы……………………………………………………………..22
Актуальность проблемы
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е.А. Мухачёва
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е.А. Мухачёва
Изменения,
происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего,
на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от
согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат может быть
достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого
образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие,
сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного
детства ребенка.
Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов. Поэтому я решила обратиться к теме «Работа с родителями в детском саду».
Важнейшим признаком ЕОП и одновременно условием его создания служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.
Современные программы образования дошкольников строятся на основе Концепции дошкольного воспитания, достижений психологий и педагогики. Однако родители, выступающие социальными заказчиками образовательных услуг, часто не обладают глубокими знаниями в этой области. Поэтому цель и задачи общественного воспитания должны быть предметом детального обсуждения педагогами и родителями, в ходе которого педагогу необходимо донести до семьи свое видение результата воспитания ребенка и согласовать его с педагогическими установками родителей. Следующим признаком и условием создания ЕОП должны стать выработка и принятие единых требований, предъявляемых к ребенку дома и в ДОУ. Это способствует не только созданию психологического комфорта для ребенка, но и укреплению авторитета родителей и педагогов.
Не менее важным признаком и условием создания ЕОП становятся выработка общего подхода к решению проблем воспитания, выделение, обобщение и согласование педагогических методов и приемов на основе изучения воспитательного опыта семьи и передача родителям информации о технологиях образовательного процесса.
Таким образом, современность ставит перед ДОУ достаточно сложные задачи и предъявляет высокие требования к профессионализму педагогов. Поэтому я решила обратиться к теме «Работа с родителями в детском саду».
Цель:
вовлечение
семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- создание условий для
благоприятного климата взаимодействия с родителями;
- активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
- реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
- активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей;
- реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных общеобразовательных стандартов.
Предполагаемый
результат:
-создание
положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;
- повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных стандартов;
-повышение профессиональной компетентности педагогов;
-обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
-продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
- повышение педагогической грамотности родителей на основе Федеральных государственных стандартов;
-повышение профессиональной компетентности педагогов;
-обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;
-продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.
Теоретическое
обоснование
Издавна
ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное
воспитание. Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали
пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А. Коменский назвал
материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает
ребенок из рук и уст матери. Уроки матери — без перемен в расписании, без
выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка,
тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог —
гуманист И.Г.Песталоцци: семья — подлинный орган воспитания, она учит делом, а
живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно
производит совершенно иное впечатление.
В
противоположность им социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зол на
пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно
общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей
стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми»
традициями и обычаями.
После
установления в России советской власти дошкольное воспитание стало делом
государственной важности. Основная цель — формирование гражданина советского
государства. Педагоги начала советского периода (Д.А.Лазуркина,
А.В.Луначарский) рассматривали семью не как потенциального или реального
союзника, а скорее как мешающий правильному воспитанию детей фактор, который
надо подчинить обществу и с которым надо бороться.
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
Дальнейшее развитие подобного рода идеи получили в трудах А.С.Макаренко: «Семьи бывают хорошие и плохие. Поручиться за то, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание».
В
40-60-е годы проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилось
так остро, но основная тенденция — стремление подчинить семью влиянию
дошкольного учреждения — сохранилась. Глобальной целью по-прежнему являлось
воспитание, прежде всего члена общества. Так, например, в Уставе детского сада,
утвержденном 15 декабря 1944 года, говорилось: «Детский сад... должен служить
примером правильного воспитания детей дошкольного возраста и оказывать помощь
родителям в воспитании ребенка в семье», а во Временном положении о дошкольном
детском учреждении, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР 8 марта
1960 года, говорилось: «Дошкольное детское учреждение — ясли — сад — создается
в интересах осуществления единой системы коммунистического воспитания детей
дошкольного возраста».
Согласно прогнозам академика С. Г. Струмилина (1960), в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь...»
Согласно прогнозам академика С. Г. Струмилина (1960), в будущем «каждый советский гражданин, уже выходя из родильного дома, получит направления в детские сады с круглосуточным содержанием или детский дом, затем - в школу-интернат, а из него отправится с путевкой в самостоятельную жизнь...»
Но
такого мнения придерживались далеко не все ученые. Например, в 60 - 70-е годы
XX в. большое внимание уделялось сочетанию общественного и семейного
воспитания. Осуществлялись педагогические исследования, целью которых было научное
обоснование путей и средств, обеспечивающих функционирование системы
«школа-семья-общественность». В работах И. В. Гребенникова, А. М. Низовой, Г.
И. Легенького, Н. П. Харитоновой и других авторов использовались различные
понятия: «педагогическое просвещение», «педагогическая пропаганда»,
«органическое сочетание общественного и семейного воспитания родителей»,
"взаимодействие семейного и общественного воспитания" и т.п.
В
различных лабораториях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания
детей раннего и дошкольного возраста, уделялось внимание и изучению вопросов
семейного воспитания дошкольников. Исследователи пришли к выводу, что ни один
из них не может быть успешно решен детским садом без сотрудничества с семьей
(Е. П. Арнаутова и В. М. Иванова) Как система пропаганды педагогических знаний,
в 70-80-е годы существовал педагогический всеобуч для родителей, целью которого
было повышение педагогической культуры родителей.
В
70-е годы под руководством Т. А. Марковой - заместителя директора по научной
работе НИИ дошкольного воспитания АПН СССР - организуется лаборатория семейного
воспитания. Д. Д. Бакиевой, С. М. Гарбей, Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, М. И.
Иззатовой и др. были сделаны попытки определить содержание педагогических
знаний и умений, необходимых родителям для успешного решения ряда задач
нравственного воспитания. Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л.
Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за
недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими
работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие
родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и
т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего,
конкретные знания именно о своем ребенке.
Педагоги
часто сетуют на то, что сейчас родителей ничем не удивишь. Но как показывают
проведенные исследования О. Л. Зверевой, а позже эти данные были подтверждены
Е. П. Арнаутовой, В. П. Дубровой, В. М. Ивановой, отношение родителей к
мероприятиям зависит прежде всего от постановки воспитательно-образовательной
работы в детском саду, от инициативы администрации, от ее причастности к
решению вопросов педагогического просвещения родителей.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей». Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Более
глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в
90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на
системе дошкольного воспитания. Изменение государственной политики в
области образования повлекло за собой признание положительной роли семьи в
воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Так, в Законе РФ «Об
образовании» говорится, что «государственная политика в области дошкольного
воспитания основывается на следующих принципах:
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования, т. е. семья из средства педагогического воздействия на ребенка превращается в его цель.
В
90-х годах, в соответствии с «Концепцией дошкольного воспитания» (1989) начали
разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются
на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского
сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий
дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с
учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и
обязанностей. Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития
содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи
(дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду
методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для
родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования
приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой
основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской
литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье,
организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по
интересам и др.
Итак,
можно сделать вывод: педагогика начала советского периода признавала роль
семьи в воспитании дошкольников, но это вело не к признанию необходимости
сотрудничества дошкольного учреждения с семьей, а скорее к взглядам на семью,
как на такой социальный институт, который противостоит обществу в целом и
дошкольному учреждению в частности. В те годы отмечалось также, что семью надо
изучать, но изучать не как потенциального или реального союзника, а скорее как
некий мешающий правильному воспитанию детей фактор, который желательно
подчинить обществу и с влиянием которого нужно бороться.
В
40-60-е годы, проблема «борьбы» дошкольного учреждения и семьи уже не ставилась
так остро, но глобальной целью по-прежнему являлось воспитание, прежде всего
члена общества, поэтому более правильным считалось общественное воспитание, а
не семейное. Отсюда следовал вывод: семья должна играть подчиненную роль по
отношению к дошкольному учреждению.
В
60 - 70-е годы XX в. большое внимание начало
уделяться сочетанию общественного и семейного воспитания.
Исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
Исследования 70 - 80-х годов прошедшего столетия конкретизировали содержание, формы и методы педагогического просвещения родителей и позволили выработать ценные рекомендации для педагогов.
В
90-х годах большое внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и
семьи. Практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с
родителями.
В
настоящее время идет перестройка системы дошкольного воспитания, и в центре
этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса.
Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие
личности, а целью работы с семьёй является создание единого образовательного
пространства на основе Федеральных государственных общеобразовательных
стандартов.
Основная часть
В
2012 году, набрав группу малышей, я начала работать над проблемой
взаимодействия детского сада и семьи по теме «Использование разнообразных форм
работы с семьёй с целью создания единого образовательного пространства». Работу
по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем
направлениям.
Информационно – аналитическое
направление
С целью изучения семьи, выяснения
образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для
согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с
анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину,
на основе собранных данных, я проанализировала особенности структуры
родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания
дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло
мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее
индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий,
который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала
этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на
групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций;
присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и
проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах,
посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического
процесса.
Позднее я выделила для себя
качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к
продуктам совместной деятельности детей и взрослых.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители – наблюдатели.
Такой анализ позволил выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители – наблюдатели.
Изменение восприятия родителей как участников
образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные
участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей;
заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов;
равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же». У меня появилась
возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения
совместных мероприятий.
Познавательное направление
Познавательное
направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания
детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.
Активные формы и методы работы с родителями
Я использовала активные
формы и методы работы с родителями:
- посещение семей воспитанников на дому;
- родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни и основные задачи воспитания», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка»;
- консультации («Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас», «Готовимся к прогулкам попоселку», «О правильной осанке». «Если ребёнок плохо ест».
- занятия с участием родителей ("Улицы, по которым я хожу», «Путешествие в Букволандию»;
- совместные проекты «Моя родословная», «Улицы, по которым я хожу»;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
("Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», «Мой маршрут до детского сада», «Макет моей улицы», «Увлечения моей семьи», «Родословное дерево», «Дары осени»);
- совместные экскурсии школу, библиотеку, музей, к Вечному огню,;
- экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».
- Дни добрых дел ( подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»);
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок(«Мой поселок», «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»);
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»); - родительский уголок.
- посещение семей воспитанников на дому;
- родительские собрания («Давайте познакомимся!», «Задачи воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста», «Особенности психофизического развития детей четвертого года жизни и основные задачи воспитания», «О воспитании инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении со взрослыми и сверстниками», «Роль игры в развитии ребёнка»;
- консультации («Детская застенчивость», «Характер ребёнка зависит от Вас», «Готовимся к прогулкам попоселку», «О правильной осанке». «Если ребёнок плохо ест».
- занятия с участием родителей ("Улицы, по которым я хожу», «Путешествие в Букволандию»;
- совместные проекты «Моя родословная», «Улицы, по которым я хожу»;
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями.
("Светофорик», «Мастерская Деда Мороза», «Мой маршрут до детского сада», «Макет моей улицы», «Увлечения моей семьи», «Родословное дерево», «Дары осени»);
- совместные экскурсии школу, библиотеку, музей, к Вечному огню,;
- экскурсии «Мы – друзья природы», «Защитим свою природу».
- Дни добрых дел ( подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Подари книгу детям»);
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок(«Мой поселок», «Моя мама лучше всех», «Папа - солдат»);
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- работа с родительским комитетом группы;
- беседы с детьми и родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»); - родительский уголок.
В
результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности
родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в нашу группу. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Давайте познакомимся» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой.
Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в нашу группу. Игра «Давайте познакомимся и будем дружить», объединила взрослых. Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.
Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах. С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фотостенд, где использую фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Большая работа с родителями проводится по подготовке
детей к школе. Разработаны конспекты совместных занятий «Путешествие в
Букволандию», КВН «День знаний», проведены консультации «Факторы успешной
подготовки и адаптации детей к школе».
В результате чего обогащается воспитательный опыт родителей и повышается эффективность семейной подготовки к школе.
В результате чего обогащается воспитательный опыт родителей и повышается эффективность семейной подготовки к школе.
Наглядно – информационное
направление
Наглядно–информационное
направление включает в себя:
- родительские уголки;
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»;
- фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;
- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
- картотека Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
- родительские уголки;
- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Я здоровье сберегу, Сам себе я помогу», «Улицы, по которым я хожу»;
- фотомонтажи «Из жизни группы», «В кругу семьи»;
- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
- картотека Добрых дел.
Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.
Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
Досуговое направление
Досуговое
направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным,
востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется
тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри
проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные
подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт
взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью
в целом.
В группе проведены:
- развлечения «Мы с мамой друзья» ,«Самый лучший папа на свете,» «Наши бабушки»;
- спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй;
- празднование дней рождений;
- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;
- совместные походы «В мир прекрасного».
В группе проведены:
- развлечения «Мы с мамой друзья» ,«Самый лучший папа на свете,» «Наши бабушки»;
- спортивный досуг «Мама, папа, я — спортивная семья», спортивный праздник «За здоровьем всей семьёй;
- празднование дней рождений;
- выставки семейных коллекций, реликвий «Из бабушкиного сундучка»;
- совместные походы «В мир прекрасного».
Сценарии праздников и
развлечений разрабатывала совместно с родителями, музыкальным
руководителем. Чтобы эти мероприятия
стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм
подготовки к семейным праздникам:
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;
- консультации для родителей;
- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;
- распределение ролей взрослых;
- изготовление пригласительных билетов;
- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);
- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;
- индивидуальные встречи и консультации;
- изготовление атрибутов, пособий.
Проводимая
работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в
вопросах детско-родительских отношений.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Традиционным в группе является праздник, посвящённый Дню Матери. Это хорошо, но папы всегда остаются в тени. Я решила провести праздник «Самый лучший на свете папа», целью которого стало повышение статуса отца в семейном воспитании. Совместно с музыкальным руководителем, разработали сценарий, подготовили необходимые атрибуты, музыкальное сопровождение. Для мам и детей было дано домашнее задание «Расскажи о своём папе». На занятии и в свободное время дети рисовали портреты своих пап, делали пригласительные билеты, готовили музыкальные номера, учили стихи. Подготовили фотовыставку «Самый замечательный папа», сладкие призы. Все творчески подошли к выполнению заданий, с нетерпением ждали праздник. Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами! А я восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети. Традиционным в группе является праздник, посвящённый Дню Матери. Это хорошо, но папы всегда остаются в тени. Я решила провести праздник «Самый лучший на свете папа», целью которого стало повышение статуса отца в семейном воспитании. Совместно с музыкальным руководителем, разработали сценарий, подготовили необходимые атрибуты, музыкальное сопровождение. Для мам и детей было дано домашнее задание «Расскажи о своём папе». На занятии и в свободное время дети рисовали портреты своих пап, делали пригласительные билеты, готовили музыкальные номера, учили стихи. Подготовили фотовыставку «Самый замечательный папа», сладкие призы. Все творчески подошли к выполнению заданий, с нетерпением ждали праздник. Этот семейный досуг доставил всем много радостных и волнующих минут. Глаза детей светились неподдельной радостью, а как они гордились своими папами! А я восхищалась творческой фантазией родителей и желанием сотрудничать с нами.
Традиционным стало проведение
ежегодной акции: «Подари книгу детям». У многих дома есть книги и игрушки, из
которых дети «выросли». Сколько воспитательных моментов таит в себе эта
маленькая акция! Это и бережное отношение к старым вещам; при этом дети учатся
не только принимать подарки, но и делать их – это большой труд, воспитание
души.
Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.
Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Сразу для родителей это оказалось непросто, но искренняя и неподдельная радость в глазах наших детей заставила их быть добрее, внимательнее, честнее к окружающим. И вслед за одними, потянулись все остальные. Ведь моя задача была организовать это так, чтобы взрослые сами захотели помочь, принести игры и книги. Пусть не новая игра, но теперь, играя в нее с друзьями, ребенок может познакомить их с вариантами этой игры в семье. А любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. Теперь у нас в группе целая библиотека, созданная благодаря родителям.
Мы с детьми любим ходить на экскурсии, рядом всегда родители. У них появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.
Основная цель таких мероприятий –
укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается
трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало
патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей
семье.
В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни».
Живой интерес и даже удивление родителей вызвала стенгазета «По секрету — всему свету», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.
В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Моя дружная семейка», «Семья – здоровый образ жизни».
Живой интерес и даже удивление родителей вызвала стенгазета «По секрету — всему свету», где дети делились своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Каково же было восхищение родителей, когда они прочли желания своих детей: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились». Это заставило родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.
Участие семей в конкурсах на лучший
рисунок, салфетку, поделку из природного материала не только обогащает семейный
досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей
к участию в конкурсах, выставках, я заранее вывешиваю яркое сообщение .
Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с
детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать моих воспитанников.
Хотелось бы сказать об одном важном
моменте в системе работы с родителями. Каждый человек, выполнив какую-нибудь
работу, нуждается в оценке своего труда. В этом нуждаются и наши родители. «Похвала
полезна хотя бы потому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях», -
писал Ф. Ларошфуко. Я думаю, что это актуально всегда и везде. Не забывайте
хвалить своих родителей. Я всегда делаю это при любом удобном случае, и
родители платят мне тем же.
В современных условиях детского
сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в
группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия
для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в
спальню, помогли оформить уголок дежурства, уголок природы, театральный уголок.
С помощью родителей группа оформлена так, что каждый уголок используется для
развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть
уголки, где дети могут посидеть в уютных креслах и посмотреть групповой или
семейный альбомы. В уютной кухоньке девочки просто обожают готовить.
Очень необычно у нас оформлена
«визитка» - в виде большого солнца, на котором «живут» наши «солнечные» дети.
Для каждого ребёнка родители сделали маленькое солнышко с портретом.
Результат совместного
творчества детей и родителей способствовал развитию эмоций ребенка, вызвал
чувство гордости за своих родителей.
Доверительные отношения
устанавливались постепенно в совместной деятельности родителей с воспитателем.
На таких мероприятиях, как «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели, группы,
помощь в создании предметно – развивающей среды в группе, налаживалась
атмосфера мира и теплых взаимоотношений между мной и родителями. Мы вместе
стремились, чтобы детям в группе было хорошо, уютно.
В зависимости от плана работы,
сообща составляли график помощи родителей, обговаривали каждое мероприятие,
решали проблемы.
Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Благодаря этому, все дела проходили с большим энтузиазмом, так как при их реализации каждый вносил крупицы своего труда, умения, творчества.
Создание единого образовательного пространства невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.
Заключение
На сегодняшний день можно сказать,
что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование
разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей»
и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя,
создана атмосфера взаимоуважения.
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Проведя анализ работы родителей, я составила следующую таблицу активности:
Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. 100% родителей посещают родительские собрания, активно участвуют в праздниках и развлечениях, проектной деятельности. Проведя анализ работы родителей, я составила следующую таблицу активности:
Группа
|
Количество
семей
|
Количество
родителей
в группе
|
Родители-
активисты
|
Родители-
исполнители
|
Родители-наблюдатели
|
1-я младшая
|
22
|
41
|
6
14,6 %
|
10
24,4%
|
25
61%
|
2-я младшая
|
22
|
41
|
10
24,4 %
|
10
24,4%
|
21
51,2%
|
Средняя
|
22
|
41
|
17
41,5 %
|
13
31,7%
|
11
26,8%
|

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла хорошие результаты.
Воспитанники моей группы приняли участие в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню Матери, Дню Победы.
В проектной
деятельности «Я - исследователь» («Моя родословная») Илья Миляев занял II место.
Грамота за подготовку победителей
Межрегионального конкурса «Солнечная страна».
Грамота за участие в районной спартакиаде «Зов джунглей» (Илья
Миляев). Грамота за 1 место в конкурсе чтецов «Кораблик детства» (Щеглова
Полина, Тетеркин Влад).
Сертификат за участие в
районный фестивале детского творчества «Кораблик детства» (Тетеркин Влад).
Свидетельство за
участие в районном конкурсе «Я и моя мамочка» (Колмакова Ева, Миляев Илья).
Свидетельство за
участие в районном конкурсе агитбригад
«Безопасность глазами детей» (Колмакова Ева, Миляев Илья, Кукарцев
Стас).
Сертификат за участие в
ежегодном городском конкурсе «Солнечный круг» (Колмакова Ева, Смоленцов
Алексей, Кукарцев Стас).
Грамота за 3 место в
районном празднике по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
«Веселый перекресток».
Родители Алины Дубовой, Стаса Кукарцева награждены Благодарственными письмами МОУ ДОД ЦТД Саргатского муниципального района Омской области за участие в районном конкурсе дошкольников «Я и моя мамочка», посвященного Всероссийскому Дню матери.
Родители Алины Дубовой, Стаса Кукарцева награждены Благодарственными письмами МОУ ДОД ЦТД Саргатского муниципального района Омской области за участие в районном конкурсе дошкольников «Я и моя мамочка», посвященного Всероссийскому Дню матери.
Семья
и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает
ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают
оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Только в гармоничном взаимодействии
детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для меня это
стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.
Я не останавливаюсь на достигнутом,
продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель –
воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек, таков мир, который он создает вокруг себя.
Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих
близких.
Список
литературы
1. Осипова Л.Е.
Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. - М.: «Издательство
Скрипторий 2003», 2008. - 64с.
2. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.
3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 4. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие). Детский сад
2. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Средняя группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 56с.
3. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»). 4. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие). Детский сад
4. Воспитателю о работе
с семьёй: Пособие для воспитателя детского сада / Л.В. Загик, Т.А. Куликова,
Т.А. Маркова и др.; Под редакцией Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1989. -
192с.: ил.5. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие
педагогов ДОУ с родителями. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128с. (Библиотека журнала
«Воспитатель ДОУ»).
6. Кочетова Н. П.
Физическое воспитание дошкольников в семье//О воспитании ребенка в семье.—
Горький, 1979
7. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
7. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
8. Скоролупова О.А.
Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть
II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
9. Тарловская Н.Ф.,
Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному
труду: кн. для воспитателей дет. сада и родителей – 2-е изд. – М.: Просвещение;
Владос, 1994.
10. Воспитание детей
раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов
/ Под ред. Т.И. Оверчук. Сост. Р.А. Горб, И.М. Исаченкова. – СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
11. Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.
12. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.
13. Коменский, Я.А. Материнская школа / Мчелидзе, Н.Б. [ и др.] ; История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия, - М.: Просвещение, 1974.
11. Детский сад и семья / Подгот. Т.А. Марковой, В.Р. Ничаевой, Л.В. Загиг, В.М. Ивановой [и др.] ; под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1981.
12. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2001.-224 с.
13. Коменский, Я.А. Материнская школа / Мчелидзе, Н.Б. [ и др.] ; История дошкольной зарубежной педагогики. Хрестоматия, - М.: Просвещение, 1974.
14. Макаренко, А.С.
Книга для родителей / А.С. Макаренко. – М.: Просвещение, 1968.
15. Маркова, Т.А.
Воспитание дошкольников в семье / Т.А. Маркова. – М.: 1979.
16. Мухина, В.
Возрастная психология / В. Мухина. – М.: 1998.
17. Скинер, Р. Семья и
как в ней уцелеть / Р. Скинер, Д. Клиз. – М.: 1995.
18. Усова, А. Обучение
в детском саду / А. Усова.- М.: 1970.
Комментариев нет:
Отправить комментарий