воскресенье, 25 августа 2024 г.

"Система патриотического воспитания ДОО в контексте ФОП ДО" (Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ

 




В статье делюсь опытом работы по патриотическому воспитанию детей в нашем детском саду.

  "Система патриотического воспитания ДОО в контексте  ФОП ДО" (Из опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ)

         В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству. Для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Пункт 14.1 ФОП ДО

Задачи:​

-обеспечение единых для РФ содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО;

-приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа – жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России; создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей;

-обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма

При планирование воспитательно-образовательного процесса,  рабочей программы, календарного плана  выделили основные направления патриотического воспитания:

Историко – краеведческое. Система мероприятий, направленных на познание историко - культурных корней, формирование знаний о родном поселке, крае. Например, при ознакомлении с историей малой Родины была организована поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц, дети рассказывали о подвигах своих предков в годы ВО войны. Работа по ознакомлению с родным поселком включала в себя словесные методы: рассказ, чтение с использованием фотографий, репродукций картин, а так же экскурсии по поселку, целевые прогулки, наблюдения на темы: «Наша улица», «Улица героя». Свои впечатления дети отображали в своих рисунках. Рисунки мы вывешивали в нашей картинной галерее.

При ознакомлении с историей и природой родного края были использованы экскурсии в музей: «Давайте нарисуем лес» - экскурсия - знакомство с природой родного края, «Любимая игрушка»- беседа о старинных русских игрушках, «История глиняной посуды» - беседа, рассказывающая об истории глиняной посуды в нашем крае. Все самое запоминающееся дети переносили в рисунки, отображали в лепке, бумажной пластике, создавали коллективные выставки. Свои знания они использовали в творческом оформлении детского сада.

А также участвовали в конкурсе «Зеленая планета» , Сергей Пушкарев вёл репортаж из поселка Саргатское, рассказывая об экологической проблеме речки Саргатки, обращаясь к жителям поселка помочь решить экологическую проблему

Духовно - нравственное. Это - семейные ценности (любовь, забота, доброта, сочувствие, традиции, уважение к старшим, забота о младших членах семьи, любовь к родному краю, бережное отношение к родной природе); культурные ценности (произведения искусства, фольклор, национальные праздники, уважение к труду и творчеству). Участие в  проектах «Моя родословная», «Герб семьи», проведение  фотовыставок  «Моя семья», «Летний отдых семьи». Областной фестиваль «От Рождества Христова до Светлой Пасхи», конкурс рисунка «Нужным быть кому-то в трудную минуту…", Региональный конкурс рисунков «Мир дому твоему!», Областной фестиваль детского и молодежного творчества «Я росинка твоя, Россия»

 

Гражданско – правовое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике. Участие в Онлайн-флешмобе «Цвета Российского флага»

Социально – патриотическое. Направлено на активизацию духовно- нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно – патриотическое. Ориентировано на формирование у детей высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение воинских профессий. ( Уже стало традицией каждый год дети подготовит. группы участвуют в муниципальном конкурсе «Песни и строя», проведение праздников, посвящен. 23 февраля, 9 Мая) Дети старшей и подготовительной группы под руководством воспитателей Девятковой В.П., Малашенко С.В. стали победителями муниципального конкурса «». Активное участие в патриотических акциях принимают все дети:  читают стихи о Родине , о героических подвигах, инсценируют события войны.

 Экскурсии к мемориалу «Вечный огонь», возложение цветов, способствовали воспитанию у дошкольников духа патриотизма и чувства уважения к памяти боевых подвигов их прадедов в сражениях за освобождение нашей Родины от нашествия немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны.

Патриотическое воспитание, это не только наша память о военных годах, но это любовь, уважение, интерес к местам, где ты живешь.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. Ежегодное участие в конкурсе песни и строя с детьми подготовительной группы.

Культурно-патриотическое. Направлено на развитие творческих способностей детей через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа. В настоящее время определён основной состав праздничных мероприятий, которые ежегодно проводятся в нашем детском саду.

Это и народные и фольклорные праздники – Масленица, День Земли; государственно-гражданские праздники – День защитника Отечества, День Победы, Новый год, День знаний, День Космонавтики,международные праздники – День матери, Международный женский день, День защиты детей;православные праздники – Рождество Христово, Пасха;бытовые и семейные праздники – дни рождения, выпуск в школу, праздники,  театрализованные развлечения.Праздники всегда сопровождаются хорошей музыкой, новым оформлением, интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами. Ежегодно принимаем участие в районных мероприятиях, Всероссийских конкурсах:  конкурс  чтецов, «День космонавтики», «Пасхальное яйцо», «Портрет мамы»

В процессе реализации образовательной программы ДОО образование и воспитание неразрывно связаны между собой, что позволяет использовать в работе различные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Организация воспитательно-образовательного процесса во многом зависит от развивающей предметно - пространственной среды ДОО. РППС по патриотическому воспитанию представлена в группах в виде центров, в музыкальном зале- музей русской избы. Создание музея – это результат совместной работы воспитателей, детей и их семей. Дошкольники чувствуют сопричастность ко всему, с чем связан их опыт. Экспонаты музея используются педагогами в образовательной деятельности. В патриотических уголках собраны простые и понятные сведения о Родине и ее важных ценностях, альбомы национальных костюмов, блюд и традиций народов России, военные профессии и техника, дидактические игры по всем направлениям патриотического воспитания.

Среди направленной образовательной программы ДОО важное место занимает региональный компонент, включающий материалы о регионе (родная природа, культурное наследие памятники архитектуры, обряды народные игры фольклор и другое. Таким образом, реализуя программу воспитания, мы обращаемся к народным истокам, обрядам и традициям, обычаям. В организованную образовательную деятельность включаем народные игры, песни, инсценировки, хороводы и пляски. Мы стараемся воспитать в детях бережное и трепетное отношение к нашим корням и русским традициям. Разученный материал мы включаем в календарные развлечения, посвященные народным праздникам в течение всего года. На слайде представлены праздничные мероприятия «Масленица», «Колядки», «Ярмарка», «День народного единства», «День России», «День флага» и др.

Семьи воспитанников активно вовлечены в процесс патриотического воспитания, установлены доверительные, партнерские взаимоотношения с родителями через разные формы совместного взаимодействия. Вовлечение родителей в единое пространство детского развития в нашей ДОО решается в 3 направлениях:

1.Познавательное (родительские собрания, мастер классы и др.)

2.Наглядно-информационное (Памятки, сайт, ВК)

3.Досуговое (Праздники, развлечения)

А также родители принимают активное участие в конкурсах различного уровня, благотворительных акциях, оказывают помощь в создании РППС, оформлении территории ДОО, в создании музея.

Все участники образовательного процесса, взаимодействуя, решают задачи по патриотическому воспитанию, направленных на приобщение детей к ценностям: Справедливость, патриотизм, гражданственность, историческая память, преемственность поколений, гуманизм, милосердие.

     Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии патриот нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи нравственно-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

https://disk.yandex.com.am/i/litDSleXSIDQeQ

Презентация к теме.



 

Комментариев нет:

Отправить комментарий